Участники встречи, посвященной 110-летию со дня рождения главы Вологодского обкома КПСС Анатолия Дрыгина, обратились к руководству региона с просьбой установить памятник легендарному руководителю области. По мнению современников, бывших коллег и благодарных потомков, подписавших обращение, монумент должен появиться на площади Дрыгина. Там, где уже добрый десяток лет пылится закладной камень.

Вечер памяти прошел 14 марта в конференц-зале Вологодской областной научной библиотеки. Встреча началась с показа документальных кадров, на которых Дрыгин с воодушевлением рассказывает о пленуме ЦК КПСС, состоявшемся в марте 1965 года:

«Я вернулся домой с большой, великой радостью. Был решен вопрос об увеличении производства сельскохозяйственных машин, минеральных удобрений и снятии имеющихся экономических трудностей в оплате за некоторые виды сельскохозяйственного сырья».

Ратник – державник – покровитель муз

Вечер памяти неслучайно получил название «Сеятель — защитник — созидатель»: Анатолий Семенович был агрономом по образованию, прошёл Великую Отечественную войну, под его руководством в регионе недюжинными темпами развивалось сельское хозяйство и промышленность. Однако не будет преувеличением дополнить описание масштаба личности Дрыгина словами «ратник», «державник» и «покровитель муз».

Ратниками в Древней Руси называли воинов из числа сельского населения. Дрыгин действительно один из них: до войны он был представителем самой мирной профессии. Вырос в рабочей семье на Саратовщине, окончил Мичуринский институт плодово-ягодных культур, стал молодым специалистом и занялся научной селекцией. 

В первые дни войны Дрыгин добровольцем ушел на фронт. В 1942 году Красная Армия несла тяжелые потери: целые дивизии и даже армии попадали в котлы. Когда 71-й полк 24-й гвардейской стрелковой дивизии оказался отрезанным от главных сил, старший политрук Дрыгин сумел собрать несколько раздробленных и сильно поредевших подразделений, и вывести всю группу из-под удара врага, через болота, к своим. Благодаря его дальновидности, интуиции и смекалке из немецкого окружения вырвалось более 200 бойцов.

Державник. Так немного высокопарно говорят о человеке, для которого интересы страны стоят превыше всего. И это тоже Анатолий Семенович Дрыгин. В сентябре 1961 года он оказался в Вологодской области по воле Никиты Хрущева. 

Во время пленума советскому лидеру случайно попался на глаза свежий номер газеты «Советская Россия», в которой была опубликована статья «Вологодское разнотравье». Автор статьи утверждал, что на протяжении ряда лет сельское хозяйство области топчется на месте. А причину этого он видел в слабой политической подготовке руководства региона. 

Вечер памяти «СеятельЗащитникСозидатель» 14 марта 2024, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина в Вологде Фото: © Дмитрий Волин, Кремлевский холм

Хрущева эта тема и основной авторский посыл задели за живое, и он тут же обратился к товарищам по партии:

— А что, давно мы не меняли первого секретаря области?» 

— Около года первым секретарем служит Милов. У него, правда, нет специализированного сельскохозяйственного образования — он окончил Лесохозяйственную академию, — ответил ему кто-то из ответственных партийных работников.

— Нужно оперативно менять!

— На кого же?

— А вот на трибуне прямо сейчас выступает Дрыгин. У него как раз есть  сельскохозяйственное образование. Его и назначайте.

С тех пор судьба Анатолия Семеновича неразрывным образом оказалась связанной с Вологодчиной.

В первую очередь он стремился развивать экономическую самостоятельность региона. Перевел сельское хозяйство области на промышленную основу: в регионе появились крупные птицефабрики, молочные и откормочные комплексы. Усиленно велась мелиорация земель, строились дороги. Жилье начали возводить небывалыми доселе темпами. 

Дрыгин внес решающий вклад в создание Череповецкого и Вологодского промышленных узлов. При этом он был всегда готов к любым вызовам и принимал решения в очень сложных условиях.

Забастовка сталеваров

В начале 1960-х годов случился неурожай, а Череповец на тот момент снабжался продовольствием из Ленинграда. В магазинах и заводских столовых начали пропадать продукты питания. 

В итоге на Череповецком металлургическом заводе началась стачка сталеваров, работавших на мартеновских печах. Получив сигнал, через два часа Дрыгин был на месте. Вместе с тогдашним заместителем секретаря заводского парткома Михаилом Ананьевским он провел индивидуальные беседы с бастующими. 

Каждый из металлургов говорил примерно одно и тоже – о проблемах с продуктами. Дрыгин собрал рабочих и дал обещание, что через месяц проблема продовольствия в Череповце будет решена. Слово свое он сдержал, через месяц полки магазинов начали заполняться. 

Заботы о материальном и духовном

В Череповце ударными темпами развивался Череповецкий металлургический завод (ныне ПАО «Северсталь»), но к химическому производству некоторые руководители относились с подозрением. И все-таки оно было необходимо, чтобы продуктивнее осваивать все больше и больше сельскохозяйственных территорий. 

У Дрыгина появилась идея построить в Череповце химический завод «Аммофос». Однако это производство планировалось заложить в одной из соседних областей. В 1968 году Дрыгин специально поехал в Москву чтобы встретиться по этому поводу с Брежневым, и получил от генсека добро на строительство химического производства. Вскоре, в январе 1970 года было начато строительство завода. Спустя четыре года предприятие было сдано в эксплуатацию. 

Вечер памяти «СеятельЗащитникСозидатель» 14 марта 2024, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина в Вологде Фото: © Дмитрий Волин, Кремлевский холм

С мнением Дрыгина считались в ЦК, его принципы управления и достижения ценили представители высшей власти. Особенно это ощущалось, когда к власти после непредсказуемого Хрущева пришел Брежнев. 

Коллеги и соратники Дрыгина считают, что его можно назвать и покровителем муз. Общеизвестно, что он заботливо опекал писательскую организацию. При нем широко отмечались юбилеи писателей Василия Белова, Виктора Астафьева, Александра Романова. При поддержке Дрыгинав Никольске, Белозерске и Тотьме регулярно проводились Дни поэзии, посвященные памяти поэтов-земляков Александра Яшина, Сергея Орлова и Николая Рубцова.

Между колхозом и совхозом

«Я познакомился с Анатолием Семеновичем в июле 1962 года, — рассказал в ходе своего выступления на вечере памяти бывший второй секретарь Чебсарского и Вологодского райкомов партии Геннадий Шириков. – Я работал тогда вторым секретарем Чебсарского райкома. Поступил звонок из обкома, что Анатолий Семенович приглашает первого секретаря райкома Николая Корыткова на совещание».

Корытков находился в отдаленном колхозе, и сказал, что при всем желании не успеет в обком. Поэтому он поручил Ширикову поехать вместо него. Совещание  было посвящено развитию сельского хозяйства. Было решено использовать опыт Ленинградской области, где после войны были образованы крупные специализированные совхозы. Варианта по большому счету было два: или продолжать развивать колхозы, или переходить на систему совхозов. Большинство проголосовало за совхозы.

Спустя два года, после обсуждения насущных сельскохозяйственных вопросов в правительстве, все колхозы в Вологодской области, кроме одного, были преобразованы в совхозы. При этом акцент был сделан на развитие молочного животноводства, продолжил Шириков.

Рекордные надои

По инициативе Дрыгина в совхозе «Искра» был построен экспериментальный коровник на 100 голов. Это был первый животноводческий комплекс с полной механизацией производственных процессов. Руководителей всех уровней направляли в «Искру» для изучения передового опыта.

Дрыгин активно выступал за концентрацию животноводства —  при нем появились первые в области скотные дворы на 100 и даже 200 голов. А затем был построен первый в области комплекс на 800 коров. Было создано крупное хозяйство в Васильевском, которое производило до 5 тыс. тонн говядины в год. Поголовье, по словам Ширикова, «доходило порой до 10 — 15 тысяч единиц крупного рогатого скота».

Для решения проблем в молочной промышленности по инициативе Дрыгина в Финляндии было закуплено 310 коров и 9 быков. Их домом стал совхоз «Красная Звезда». В итоге надои молока в Вологодском районе увеличились с 2,2 до 3,4 тонн молока в год на одну корову. Также по инициативе Дрыгина был создан Племенной конный совхоз в Вологодском районе.

Вечер памяти «СеятельЗащитникСозидатель» 14 марта 2024, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина в Вологде Фото: © Дмитрий Волин, Кремлевский холм

Развитию птицеводства способствовало создание двух крупных фабрик. До появления в области Дрыгина разведением птицы  в регионе занимались только малочисленные фермы. Дрыгин распорядился выбрать место для строительства Вологодской птицефабрики. «Она была рассчитана на 240 тысяч кур-несушек. Были увеличены производственные мощности небольшой фермы в Ермакове, рассчитанной на 10 тысяч птиц: ее модернизировали и расширили до 240 тысяч», — отметил Шириков.

Он также подчеркнул, что «большая заслуга Анатолия Семеновича еще и в том, что Вологодская область была награждена Орденом Ленина». 

Мощный руководитель

«Об Анатолии Семеновиче можно говорить бесконечно. Это была такая мощь… Некоторые считали его грубоватым. Но он был очень справедливым. Если ты ошибку сделал, и он обнаружил —  накажет. Но если ты в карман ничего не положил —  простит», — вспоминает еще один участник вечера памяти первый секретарь Никольского райкома Виктор Ардабьев.

Он рассказал, как однажды по дороге в один из колхозов  увидел, как к деревне, где жил писатель Александр Яшин, идут школьники 5-6-го класса во главе с учительницей.

—  Куда же вы идете?

—  К Яшину, исповедаться, — просто  ответила учительница.

Они шли приобщиться к его творчеству, посмотреть, где он жил, почитать стихи земляка, его прозу. «Тогда я понял, что есть общественный запрос на проведение дней памяти Яшина. Но без Дрыгина этот вопрос было решить невозможно», — продолжает Ардабьев.

В один из приездов Дрыгина, Виктор Ардабьев завел с ним разговор на эту тему. Хотя между Дрыгиным и Яшиным когда-то произошел конфликт: Яшин опубликовал в «Правде» две статьи, направленные против Анатолия Семеновича. Главу обкома по имени там не называли, но намек был понятен.

«Тем не менее, я предложил Дрыгину организовать дни памяти Яшина. Он три дня молчал, обдумывал ответ. А на третий день, уезжая, махнул рукой и дал разрешение», — рассказывает Ардабьев.

Вечер памяти «СеятельЗащитникСозидатель» 14 марта 2024, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина в Вологде Фото: © Дмитрий Волин, Кремлевский холм

С тех пор в области стали проходить Яшинские дни. Эти встречи пользовались огромным авторитетом, на это мероприятие охотно приезжали московские поэты, в частности, Евгений Евтушенко и Маргарита Алигер. Вологодские поэты приезжали неделей раньше и перед приездом гостей из Москвы и Ленинграда успевали посетить с творческими вечерами отдаленные лесопункты и колхозы.

«Я на тот момент уже около пяти лет в районе проработал, все хорошо знал. Едем мы как-то с Дрыгиным на машине, и он неожиданно спрашивает:

— Сколько ты тут лет-то работаешь? 

Я отвечаю, да пятнадцатый год пошел. 

— Что-то непохоже…

— А у нас один год за три года считается» 

Дрыгин рассмеялся, даже машину попросил  остановить. Сказал, что даже на войне счет был один к двум», — вспоминает Ардабьев.

До назначения Дрыгина в 1961 году численность населения Вологодской области катастрофически убывала. Через пять лет это падение приостановилось, а на десятый год его работы начался уверенный прирост. «Когда он уезжал, у нас было 1,3 миллиона жителей. Я убежден, что  это главный признак благополучия. Люди рождаются и остаются работать на своей малой родине», — резюмирует Ардабьев.

«Здоровья вам, товарищ комиссар!»

На памятном вечере также выступил кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РФ Сергей Цветков. «Вряд ли мы сможем найти такую проблему в нашей области, к решению которой Анатолий Семенович не был бы причастен. И дело здесь не столько в его высокой должности и амбициях, сколько в характере. Он считал себя лично ответственным за все, что происходит на просторах Вологодщины», — отметил Цветков. 

В ходе своей речи он прочел два подлинных приветственных адреса, которые в разное время были направлены Дрыгину.

В поздравительном письме, направленном  14 марта 1974 года по случаю 60-летия Дрыгина, писатель Василий Белов отмечает: «Можно представить, какими нелегкими были прошедшие годы, и сколько они потребовали духовных и физических сил. Как много было пережито и сделано вами. С особым почтением отношусь к вашей деятельности здесь, на Вологодской земле.

Мы, вологодские литераторы, благодарим вас также и за персональную заботу о каждом из нас. Глубоко верю в то, что ваши труды и дальше будут также необходимы и благотворны для всех нынешних и будущих вологжан».

Вечер памяти «СеятельЗащитникСозидатель» 14 марта 2024, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина в Вологде Фото: © Дмитрий Волин, Кремлевский холм

В другом письме, поступившем от моряков Краснознаменного Северного флота были стихи, посвященные военному периоду жизни Дрыгина. В этих строках, в частности, говорилось:

«Хочу подчеркнуть, что Анатолий Семенович сделал для развития нашей области очень много. И мне думается, что долг вологжан — увековечить его память. Конечно, на Вологодчине  памятник Дрыгину должен быть», — подчеркнул Цветков.

…Но так же, как и прежде: боевой,

Отчаянный, и смелый, и решительный,

Идет строю открытый и большой 

Тот комиссар с судьбою удивительной.

Не знает он, но там, под Сталинградом, 

Когда сражался гордый батальон, 

Гвардейский полк наш был с пехотой рядом,

Бомбив в ночи фашистский бастион. 

Не все в ту ночь вернулись из полета.

И там, где по Придонию цветы,

Стоят курганы в честь солдат пехоты, 

И наши самолетные винты.

И потому гордимся, мы и знаем, 

Что дружба наша — это нам отчизны дар.

Мы вас с седьмым десятком поздравляем. 

Здоровья вам, товарищ комиссар!

Баланс между опекой и свободой

Первый секретарь Вологодского обкома ВЛКСМ, руководитель Клуба деловых людей Вологодского землячества в Москве Владимир Золотов отметил, что его первое знакомство с Дрыгиным было заочным.

«В 1977 году, когда я был первым секретарем Череповецкого горкома комсомола, мы организовали Месячник молодого рабочего и пригласили на это мероприятие Степана Степановича Витченко, Героя Соцтруда, инициатора наставничества, бригадира ленинградского завода «Электросила». Помню, проходит большой митинг, несколько тысяч народу. Приезжает посыльный:

—  Валентин Купцов тебя вызывают.

—  У меня тут дела. Митинг идет.

—  Нет, давай езжай. 

«Машина есть, сели, поехали», —  рассказал Золотов.

Когда он приехал, Купцов сообщил, что на следующий день он поедет в Вологду. 

—  Что случилось? 

—  Тебя собираются избирать вторым секретарем обкома комсомола. 

—  Да вы что?! Не поеду я в эту деревню. Мы только тут всё раскрутили. Никуда не поеду.

—  Дрыгин сказал, поедешь. 

—  Ну, если Дрыгин сказал, то действительно куда деваться…

Как отметил Золотов, в работу комсомола, по сути, никто не вмешивался. Это касалось как внутренних вопросов, работы областной комсомольской организации, так и вопросов международных связей. 

В то время Вологодская область поддерживала связи с более чем полутора сотен зарубежных организаций. Побратимом нашего региона, в частности, была Боршодская область (Венгрия), где жил доктор Ботнер, друг Анатолия Семеновича и тоже  фронтовик.

Вечер памяти «СеятельЗащитникСозидатель» 14 марта 2024, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина в Вологде Фото: © Дмитрий Волин, Кремлевский холм

«Никто нам не задавал никаких вопросов. Мы сами заключали договоры, обменивались студенческими отрядами . В моем лице коллективу обкома комсомола была предоставлена полная свобода творчества, выбора и принятия решений. Нам доверяли. Но, в то же время, опека, конечно, чувствовалась», — отметил Золотов.

У Дрыгина была любимый вопрос, с которым он не раз обращался к Золотову:

— Ты мне расскажи, как это вы на субботниках и воскресниках ухитрились вывезти органики на поля больше, чем вся областная «Сельхозхимия»? 

— Анатолий Семенович, отчитываются все горкомы и райкомы комсомола, поэтому статистике  имеет смысл верить.

— Ну ладно, пусть будет так, — отвечал Дрыгин, махнув рукой.

По его словам, иногда комсомольцев журили. Порой эта критика была не совсем объективной. «Это касалось острых статей о сельском хозяйстве в «Вологодском комсомольце». Хотя вопросы там поднимались правильные. В тоже время наши замечания рассматривали и принимали, все проходило в рабочей обстановке», — отметил Золотов. 

Не дал бы разрушить СССР

В ходе своего выступления Золотов также вспомнил историю появления Музея комсомольской славы. Его было решено назвать в честь Лизы Пылаевой. Открыть его хотели в доме купца Соковникова. Однако дом принадлежал на тот момент управлению культуры, и его руководство с ним расставаться не планировало.

Тогда Золотов пошел к Дрыгину:

—  Что вы там, портреты свои вешать собираетесь? — поинтересовался глава обкома.

—  Планов громадье — материальную базу необходимо укреплять, в пионеры на базе музея будем принимать,  развивать молодежное движение.

—  Эх, пришёл бы ты на день раньше.

—  А что такое?

—  Да у меня вчера Грибанов был по этому же поводу, он здание отдавать не хочет .

—   И что делать? 

—  Выноси вопрос на бюро обкома партии. 

Вопрос на бюро вынесли, и все члены, кроме одного Грибанова, проголосовали за открытие Музея комсомольской славы.

«К сожалению, когда пришел Горбачев, он начал стремительно избавляться от таких людей, как Дрыгин. Оно и понятно: они бы не дали ему разрушить Советский Союз, — отметил Золотов. — Таких людей, как Анатолий Семенович Дрыгин, почти не осталось. Очень важно сохранить о них память. Дрыгин заслужил, чтобы на площади, которая носит его имя, появился памятник».

После завершения вечера памяти все желающие смогли заполнить подписные листы с обращением к руководству региона о создании памятника этому выдающемуся человеку. Хочется верить, что принятое решение будет отражать надежды и чаяния вологжан, желающих увековечить светлую память об Анатолии Семеновиче Дрыгине.

Автор — Дмитрий Волин

На обложке Вечер памяти «СеятельЗащитникСозидатель» 14 марта 2024, Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И.В. Бабушкина в Вологде Фото: © Дмитрий Волин, Кремлевский холм

* При использовании материалов портала активная ссылка на kremlinhill.com обязательна!

© 2018 — 2024, Кремлевский холм. Страницы истории. Все права защищен.

🔔 Подписывайтесь на нас t.me/kremlinhill

Автор volind

Дмитрий Волин — автор и редактор портала "Кремлевский холм. Страницы истории", историк, журналист

Оставьте комментарий